Главная страница » AMD физически подпортила Radeon RX 6500 XT, чтобы затруднить майнинг
AMD физически подпортила Radeon RX 6500 XT, чтобы затруднить майнинг
Блог компании Дата-центр «Миран» Видеокарты Компьютерное железо Настольные компьютеры Производство и разработка электроники

AMD физически подпортила Radeon RX 6500 XT, чтобы затруднить майнинг

19 января 2022 года начинаются продажи бюджетной видеокарты AMD Radeon RX 6500 XT с рекомендованной ценой $199. Но из-за дефицита комплектующих и мирового бума на майнинг сейчас невозможно купить по рекомендованной цене практически никакую видеокарту, тем более бюджетную.

Поэтому AMD пошла на нестандартный ход. Она специально ухудшила технические характеристики нового GPU, чтобы сделать его менее привлекательным для майнеров. То есть AMD специально подрывает спрос на видеокарты, отпугивая часть покупателей. Это выглядит совершенно удивительно в рыночной логике. А что делать? Похоже, других вариантов по сути не осталось.

Возможно, впервые в истории индустрии компания физически ухудшила продукт, чтобы уменьшить на него спрос среди «неправильных» пользователей, которые не нравятся производителю (и целевой аудитории). Такое действие можно расценивать как креативный пиар. Это должно повысить лояльность у пользователей, пусть и за счёт ущерба партнёрской сети.

О специальной порче видеокарт рассказала вице-президент AMD по продуктам линейки Radeon Лаура Смит в комментарии прессе на выставке CES 2022. Впоследствии запись интервью была удалена с сайта PCWorld. Копия сохранилась в архиве.

Лаура Смит сказала, что карта «оптимизирована для того, чтобы её в первую очередь использовали геймеры»:

Объём видеопамяти уменьшили до 4 ГБ, чего вполне достаточно для большинства игр ААА, но не очень привлекательно для работы с блокчейном и майнинга.

Вероятно, это не единственная «оптимизация». Если посмотреть на технические характеристики RX 6500 XT, то бросается в глаза два отличия от RX 5500 XT, видеокарты предыдущего поколения:

  1. Отсутствие варианта с 8 ГБ памяти, который был раньше.
  2. 64-битный интерфейс памяти относительно редко встречается в современных GPU, разве только в самых дешёвых мобильных видеочипах типа GeForce MX 450. Нормальные десктопные видеокарты последних поколений всегда используют 128-битный интерфейс памяти как минимум.

Майнеры Etherium понимают, почему сделаны именно такие специфические изменения, ведь для нормальной работы софта требуется более 4 ГБ видеопамяти и интерфейс как можно быстрее.

Видимо, инженеры AMD тщательно разобрались в специфике Etherium — и произвели соответствующие изменения в архитектуре GPU. Но вообще сравнивать технические характеристики видеокарт за последние годы довольно печально, потому что это слегка похоже на деградацию.

AMD Radeon RX 6500 XT AMD Radeon RX 5500 XT AMD Radeon RX 480
Дата выхода Январь 2022 Декабрь 2019 Июнь 2016
Шейдерные ядра 1024 RDNA 2 1408 RDNA 2304 GCN
ROP’ы 32 32 32
Текстурные юниты 64 88 144
Объём памяти 4 ГБ GDDR6 4 ГБ GDDR6 4 ГБ GDDR5
Шина памяти 64-bit 128-bit 256-bit
Скорость памяти 144 ГБ/с 224 ГБ/с 224 ГБ/с
Производительность 5,77 TFLOPS 5,20 TFLOPS 5.83 TFLOPS
Питание платы 107 Вт 130 Вт 150 Вт
Цена $199 $169 $199

Чтобы частично компенсировать медленный интерфейс памяти и улучшить показатели новых видеокарт по сравнению с семейством RX 570, которое должно уйти с рынка, AMD сильно разогнала тактовую частоту графического процессора — с 1845 МГц (RX 5500 XT) до 2815 МГц в турбо.

А ведь даже у топовой 6900 XT тактовая частота всего 2200 МГц. Но там высокая производительность обеспечивается более объёмным буфером, более быстрым интерфейсом и другими аппаратными преимуществами.

Очевидно, что компания не может и не должна делать каждый продукт максимально производительным и эффективным. Технические характеристики микросхем зачастую определяются специалистами по маркетингу. Например, в данном случае у AMD не было другого выхода, кроме как поднять тактовую частоту, а не удерживать на искусственно низком уровне, как обычно.

Как мы уже неднократно обсуждали, искусственная рыночная сегментация и распределение пользователей по секторам рынка с разной рентабельностью позволяет максимизировать прибыль. Поэтому зачастую приходится специально отключать у процессоров «лишние» функции, такие как лишние вычислительные ядра или блок инструкций AVX-512.

Ранее Nvidia тоже предприняла некоторые шаги для отсечения майнерской аудитории. В середине прошлого года она выпустила «ухудшенные» видеокарты RTX 3000 серии LHR (Low Hash Rate). Но по техническим характеристикам эти карты ничем не уступали обычным, а иногда превосходили их. Ограничения производительности были исключительно программными. Поэтому специалисты быстро нашли варианты их обойти с помощью модификаций BIOS, специально заточенных майнеров и альтернативных драйверов.

Но физически испорченные GPU уже никак не приспособишь для майнинга.


P. S. Некоторые комментаторы выражают удивление, почему Nvidia и AMD не внедряют предзаказы на дефицитные товары, как это давно принято во многих компаниях, в том числе Apple, Tesla, с приставками PlayStation и Xbox. В такой ситуации предзаказать товар можно задолго до его выпуска (за месяцы или даже за годы). Покупатель заранее оплачивает часть стоимости, что гарантирует ему получение товара по фиксированной цене, когда компания сумеет произвести необходимое количество товаров и дойдёт его очередь.

Подобный подход удобен для производителя тем, что позволяет прогнозировать спрос и комфортно планировать производство.



Источник

Добавить комментарий

Оставить комментарий

пять × 2 =

Рубрики