Дни рождения Непознаное Уход за ногтями Фитнес Интернет Мода Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
18.04.16

изменённые состояния сознания

Особенности измененных или холотропных состояний сознания.

Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множе­ством патологических состояний, например церебральными травма­ми, отравлением ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегене­ративными и циркуляторными процессами в мозгу. Та­кие состояния могут вызывать глубокие ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем их рассмат­ривать, поскольку они являются причиной «обычного бреда» или «органических психозов». Люди, страдающие бредом, как правило, дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое сегодня число. Кроме того, у них зачастую на­блюдается нарушение мыслительных функций, а выпавшие на их долю переживания заканчиваются потерей памяти.

Термин - холотропные, буквально означает «ориентированные на целостность» или «дви­жущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos - «целое» и trepein - «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в обычном состоянии созна­ния, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с не­большим фрагментом того, что мы есть в действительности.

Лучший ответ

В соответствие со взглядами Колина Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных) состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое[14].

В своей теории смежных состояний сознания, Адольф Диттрих, с опорой на работы Вильгельма Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого — бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели Вильгельма Вундта, внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой[15].

ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии, в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:

  • Спектр сознания К. Уилбера
  • Модель холодвижения Д. Бома
  • Модель личности Р. Уолша и Ф. Воган

В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности[13].

   - сон со сновидениями или без них,

   - гипнотическое состояние,

   - опьянение алкоголем,

Опыт "потери контроля" - весьма сложный феномен. Снижение сознательного контроля может вызвать чувства бессилия и беспомощности либо, что парадоксально, обеспечить еще большим контролем и силой через утрату контроля. Последнее переживание обнаруживается у загипнотизированных людей (Kubie & Margolin, 1944; Gill & Brenman, 1959) или аудитории, компенсаторно идентифицирующейся с силой и всемогуществом, которые она приписывает гипнотизеру или другому властному лидеру. Это также наблюдается в состояниях мистической или спиритической одержимости, когда человек фактически отказывается от контроля над своим сознанием - в надежде испытать божественную истину, ясновидение, "космическое сознание", единение с духами или сверхъестественными силами и пр.

Г. Изменения в эмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии.

Существует еще один паттерн эмоционального выражения, характерный для подобных состояний. Индивид может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

Д. Изменение образа тела. В ИСС происходят многообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной.

Если подобные субъективные переживания вызываются токсическими или делириозными состояниями, предвестниками припадков или возникают после приема определенных наркотиков и пр., они нередко воспринимаются индивидом как странные и даже пугающие. Тем не менее при возникновении таких ощущений при мистических или религиозных обстоятельствах они могут интерпретироваться как трансцендентальные или мистические переживания "исключительности", "расширения сознания", "океанских чувств" или "забвения".

Имеются и другие общие характеристики, которые можно сюда отнести. Может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

  • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
  • структура личности субъекта;
  • физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;
  • настроение человека;
  • ожидания;
  • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
  • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
  • физические условия и их влияние;
  • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
  • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

  • ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
  • ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
  • ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.

токсический психоз.

Наименее ценные состояния сознания:

  • творческие состояния – обращение
    к внутренним импульсам личности;

  • интоксикация;

  • состояния, вызванные галлюцинативными
    наркотиками.

Если кто-то (вероятно, по наивности) полагает, что распределение затраченных сил в психологических науках должно демонстрировать некоторое касательство к тому, что важно в вопросе воздействия на человеческое поведение, а не быть связанным с тем, что методологически удобно для исследований, то отрицание ИСС психологическими науками странно и чем дальше, тем больше несовместимо с ситуацией, сложившейся в американском обществе в последнее десятилетие в связи с "психоделической революцией". Скорее всего, при сохранении современной тенденции в последующее десятилетие подобное расхождение усилится. Я не собираюсь описывать движение хиппи в целом, так как оно стало слишком разнородным, но согласно мнению многих консервативных представителей средств массовой информации существуют десятки тысяч явных хиппи по стилю жизни и сотни тысяч (возможно, миллионы) "уважаемых" людей среднего класса, экспери ментирующих с наркотиками, медитацией, сенсорным осознаванием, группами встреч, интенциональными сообществами, толкованиями сновидений и т.д. (см. Rosenfeld & Farrel, 1966). Я сужу об этих тенденциях прежде всего по интересу и действиям психологов и моих студентов и аспирантов-психологов. За последние несколько лет произошли значительные перемены. Если еще несколько лет назад, когда я был аспирантом, не было практически никого, кто бы разделял мой интерес к ИСС, то уже сегодня совсем не редкость, когда студенты и выпускники обсуждают свои медитативные опыты, эксперименты с наркотиками или планы по работе в этих сферах с позиции психологии. Я думаю, что если бы несколько лет назад кто-то на вечеринке заговорил об употреблении ЛСД-25, то непременно оказался бы в центре особого внимания. Теперь же разговоры о психоделических опытах слишком распространены и не привлекают к себе особо пристального внимания.

Для чего это нужно?

Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В. Н.Дружинина. —М.:Инфра-М, 1999.-687 с.-(Справочники «ИНФРА-М»).

Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность. — 1996. — Т. 2. — № 4. — С. 48-55.

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. — Минск: Харвест, 1998.


Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 572; Опубликованный материал нарушает авторские права?.


(голосов:0)
Похожие статьи:

Особенности измененных или холотропных состояний сознания.

Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множе­ством патологических состояний, например церебральными травма­ми, отравлением ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегене­ративными и циркуляторными процессами в мозгу. Та­кие состояния могут вызывать глубокие ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем их рассмат­ривать, поскольку они являются причиной «обычного бреда» или «органических психозов». Люди, страдающие бредом, как правило, дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое сегодня число. Кроме того, у них зачастую на­блюдается нарушение мыслительных функций, а выпавшие на их долю переживания заканчиваются потерей памяти.


Встречается очень редко, до 70% - мальчики.

Помимо этого, миоклонический гиперкинез как одно из клинических проявлений может входить в структуру ряда форм эпилепсии, не относящихся по своей природе к нейродегенеративным заболеваниям.


Встречается очень редко, до 70% - мальчики.

Помимо этого, миоклонический гиперкинез как одно из клинических проявлений может входить в структуру ряда форм эпилепсии, не относящихся по своей природе к нейродегенеративным заболеваниям.


Комментарии к статье Что такое измененные состояния сознания:
Загрузка...


2015